Ургенч. (Предание 1605 года).

По крутым берегам, вдоль Яика реки,
Видны здесь, видны там, казаки, казаки…
Все-то вольный народ, всюду сабли стучат,
Нет печали, заботь, всюду песни звучать.
Здесь и там тумаки, черный волос до плеч,
И шумят казаки и свободна их речь.
Вот кружок, — атамань в середине стоит.
— „Что нам сделает хан?» громко он говорить:
— Город брошен, слышь, им, ни хивинца в нем нет,
Со всем войском своим хан Араб-Магомет
На кочевке живет. Мы к Ургенчу пойдем;
Кто желает в поход?» Всколыхнулась кругом
Вся толпа… „На коней!» всюду слышится крик
И летит вдоль степей он неистов и дик.
Дремлет знойная степь… Вон, обоз казаков
Протянулся, как цепь, по вершинам холмов.
Славно сделан набег: взято шелк, серебро;
В девятьсот, слышь, телег все поклали добро,
Да красавиц, к тому ж, взято в плен девятьсот.
Всколыхнулась Аму, когда гаркнул „в поход!»
Хан-Араб, услыхав про набег казаков,
И помчался стремглав Хан-Араб на врагов.
Дремлет знойная степь, и обоз казаков
Протянулся, как цепь, по вершинам холмов.
Что за пыль там взвилась в стороне, далеко,
И столбом поднялась высоко, высоко?..
То, быть может, косяк лошадей, диких коз?
Зорко смотрит казак, — остановлен обоз…
Ближе, ближе… И вот гул пошел по толпам:
Вместо коз, лошадей, на вспененных конях
Мчалась туча людей с ярой злобой в очах…
И шайтаны не так были б страшны в тот миг…
Но не дрогнул казак… „Сабли вон!» рев и гик
Раздались. И в пыли, словно духи толпой,
В один миг из земли они ринулись в бой…
В миг свернули в кружок свой обоз казаки,
И защелкал курок, засверкали клинки…
Бьются день. Солнце жжет. Обложил враг кругом
И вздохнуть не дает под палящим лучом.
Жаждой мучим казак, кровь из трупов он пьет.
Стал кругом лютый враг — нет ни шагу вперед!
Бьются ночь. Кучи тел вознеслись здесь и там
И орел прилетел к посиневшим телам.
Удалился орел — и голодной толпой,
Когда месяц взошел, волки подняли вой!
Да, не даром далась эта битва врагам,
Но не даром пришлась и лихим казакам:
Не один лютый враг в этой битве погиб,
Ни единый казак не пришел на Яик —
Все погибли… Орел трупы с клектом терзал,
Да, как месяц взошел, волк голодный их рвал…
Даже в песне простой нет ни слова о том,
Как был страшен тот бой, как валился кругом
И ревел лютый враг, как гудел стон и гик,
И как бился казак и неистов, и дик *).

Из книжек для чтения в народных школах Уральского казачьего войска, 1866 года).

_______
*) Песня эта напоминает собою поход Яицких казаков в Хиву в 1605 году, под предводительством атамана Нечая. Несчастный поход Нечая окончился тем, что весь отряд его, состоящий из тысячи вооруженных казаков, пал под ударами оружия хивинцев.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Не ясные соколики слеталися, не визири хивинские съезжалися…

Не ясные соколики слеталися,
Не визири хивинские съезжалися:
Сходились и съезжались добры молодцы,
Удалые казаки, прияицкие.
Они крепкую тут думу думали:
— „Кому из нас, ребята, атаманом быть?
Атаманом быть, ребята, есаулом слыть?
Мы выберем себе здесь в атаманушки,
Налета мы возьмем себе походного,
Нечая-казака *) возьмем бывалого!»
Нечай говорить — словно труба трубить,
Начнет покрикивать — словно свирель свистит:
— „А и долго ль нам, ребята, на морях стоять?
На морях стоять, ребята, лишь разбой держать!
Не пора ли нам, ребята, все опомниться,
Все опомниться, ребята, воспокаяться,
Воспокаяться, ребята, в своих вольностях?
Не идти ли нам, ребята, во Россиюшву,
Во Россиюшку, ребята, все с повинною?
Мы с повинною пойдем к Царю Белому,
Понесет мы в нему свои головы повинные,
А не то пойдем, ребята, да полоним Хиву,
Покорим мы ее Царю-батюшке,
А Хивой тогда, ребята, мы поклонимся».

(Отечественные Записки, 1848 года).

___________
*) Очевидно, здесь произошла ошибка, — вместо Нечая следует считать Шамая.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Поход Шамая в Хиву

Не ясные соколики слеталися,
Не хивинские визирушки съезжалися:
Соходилися, соезжалися добры молодцы
Казаки, братцы, прияицкие.
Заедино они думу крепку думали:
— „Да кому из нас, ребята, атаманом быть?
Атаманом быть, ребята, есаулом слыть?
Уж мы выберем, ребята, атаманушку,
Атаманушку мы выберем „походного»,
Есаулушку мы выберем „залетного».
Атаман-то говорит, братцы, как в трубу трубит,
Есаул-то говорит, братцы, как в свирель свистать:
— „Еще долго ль нам, ребята, на Дарье стоять?
На Дарье стоять, ребята, караул держать?
Не пора ли нам, ребята, во поход идти?
Мы Дарью-реку пройдем рано с вечера,
A Куван-реву пройдем во глуху полночь,
А в Хиву придем, ребята, на белой заре.
Мы хивинскому визирю не поклонимся,
Со его младыми женами познакомимся.
Зимовать в Хиве ребята, не останемся,
А покоримся, поклонимся Царю Белому,
Царю Белому, ребята, благоверному!..»

(Из очерка быта Уральских казаков, изд. 1858 г., ч. II, стр. 70 — 71, соч. И. И. Железнова).

_____________
1) Содержание этой песни показывает, что совещание у казаков происходило в киргизской степи, на берегах Сыр-Дарьи, и относится к несчастному походу атамана Шамая в Хиву, приблизительно в первой четверти XVI века. Несчастный поход Шамая окончился тем, что сам он попал в плен к калмыкам, а спутники его или пали жертвой голода, или были пленены хивинцами. Этим-то событием и была вызвана настоящая песня.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Как Яик-то наш, все Яикушка…

Как Яик-то наш, все Яикушка,
Он бежит, бежит наш быстрехонек,
Выпадаил он в море синее,
А на синем море часты островы,
А на островах казаки живут,
Казаки, братцы, народ вольный все.
Там дуван они все дуванили
Пуховой шляпой добры молодцы:
Как на пай клали по пятисот рублей,
Как на кон клали красну девицу;
Доставалася красна девица добру молодцу,
Добру молодцу, разудалому;
Возговорил-то он громким голосом:
— „На бою ли моя головушка наипервая,
На дуване ли, так последняя!»
Как выхватывал добрый молодец саблю острую,
Он и снять хотеть красной девице буйну голову.
Как возговорит красна девица добру молодцу:
— „Не губи меня, красну девицу!
Во ушах у меня серьги во пятьсот рублей,
На руках перстни — в целу тысячу,
А сама-то я тебе так пришла»…

(Из книжки для чтения в народных школах Уральского казачьего войска, 1866 г., стр. 8 — 9, сост. А. П. Хорошхин).

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Выметывал наш Яикушка на синем море Камынь-остров…

Выметывал наш Яикушка
На синем море Камынь-остров.
На острове Камыне казаки живут,
Казаки живут, люди вольные.
Разбивали они на синем море
Бусы-корабли, все легкие лодочки,
Разбили одну лодочку с золотой казной,
Снимали с золотой казной красну девицу,
Красну девицу, раскрасавицу, дочь купецкую,
И начали делить золоту казну пуховой шляпой.
На кон клали раскрасавицу, красну девицу
И начали между себя трясти жеребий:
Доставалась атаманушке красна девица,
Возговорил тут атаманушка таковы слова:
— „На бою-то я, атаманушка, самый первый был,
На паю, на дуване я последний стал,
Что досталась мне, атаманушке, красна девица! »
Возговорит красна девица таковы слова:
„Уж ты, гой еси, казачий атаманушка!
У меня на правой руке есть золото кольцо,
Золото кольцо, оно во пятьсот рублей,
Поднизочка есть на мне во всю тысячу,
Самой-то мне, красной девице, цены-то нет,
Я сотку тебе, атаманушка, шелковой ковер».

(Русский Вестник, 1858 г., ч. ІV, стр. 686 — 587).

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Казаки дуван дуванят

Яик ты наш, сын Горынович!
Золотое твое, Яикушка, донышко.
Серебряны твои, Яикушка, бережки;
Весною ты, Яик, быстрехонек бежишь,
Урываешь ты свои круты бережки,
Посреди себя выметываешь часты островы.
На тех островах казаки, братцы, дуван дуванят *).
Делили они золоту казну пуховой шляпой,
Одного добра молодца задуванили:
Доставалась ему, добру молодцу, красная девица;
За досаду ему это показалося,
Возговорил добрый молодец таковы слова:
— „На бою была моя головушка самая первая,
А на дуване — самая последняя».
Тут берет он красну девицу
За правую руку, за золот перстень,
Обнажил он свою саблю острую
И хотел отрубить ей буйну голову.
И тут красна девица возмолилася,
Молодцу в резвы ноги поклонилася;
Возговорит ему красна девица:
— „Ой ты, гой еси, добрый молодец!
Не руби ты мне буйну голову,
Вот тебе с меня золотой перстень во пятьсот рублей,
Вот тебе кунья шуба во всю тысячу,
А я тебе, девица, ни за что пришла».

(Сообщил М П. X-н).

______________
*) „Дуван» — дележ, „задуванили» — обделили. Дуванный яр находится на левом берегу реки Урала, между поселками Кулагинским и Гребенщиковским.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Маринкин городок

Ты Яик, Яик, быстра реченька!
Издалека течешь ты мутнехонька,
Позади себя оставляешь ты:
В одну сторону круты яры,
В другу сторону — желты пески.
Круты яры — обрывчаты,
Желты пески — рассыпчаты.
Ах, бывало, мы, казаки-братцы,
По твоим волнам лихо плавали –
На легких стругах за добычею,
За персидскою, за хивинскою.
Ты, Яикушка, золотое дно;
На твоем на дне, у крута яра,
У крута яра, у дуванного,
У дуванного, у Маринкина *),
Лежит лодочка позатоплена
С золотой казной, со Маринкиной,
В Москве каменной ей награбленной!
Ты теки, теки, наш Яикушка,
Ты корми, корми нас удалыих,
Добрых молодцев, слугов верныих
Царя-батюшки благоверного.

________
*) Маринкин яр находится на правом берегу Урала, между Кулагинскин и Гребенщиковским поселками, он иначе называется „Красный-Маринкин Яр». Местность эта, от большой проезжей дороги, выдается высоким мысом в луга, прилегающие к Уралу с правой его стороны и была окопана рвом, следы которого видны были в 1852 году, когда, по распоряжению покойного П. Б. Хорошхина, заведывавшего тогда, в качестве начальника, нижней дистанцией, на месте этом были произведены раскопки. Вырыли кирпичи, осколки глиняной посуды, уголья и проч. остатки жилья. Урал от этого места теперь отошел далеко, самая крепость была не на острове, а около, причем остров был соединен с крепостью мостом, на котором и хранились сокровища этих удальцов-разбойников. Вариант этот относится ко времени сиденья Заруцкого и Марины Мнишек на р. Яике, между Гребенщиковским и Кулагинским поселками, откуда потом, вместе с Мариной и ее сыном, Заруцкий был выдан русскому правительству (в июне месяце 1614 года).

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Яикушка Горынович

(Поется унылым мелодичным голосом).

Яик ты наш, Яикушка
Яик, сын Горынович! (2)
Про тебя ли, про Яикушку
Идет слава добрая, (2)
Про тебя-ль, про Горыныча,
Идет речь хорошая. (2)
Золочёно у Яикушки
Его было донышко, (2)
Серебряны у Яикушки
Его были краешки, (2)
Жемчужные у Горыныча
Его круты бережки. (2)
Мутнехонек наш Яикушка,
Бежишь та быстрехонько. (2)
Прорыл, протек наш Яикушка
Все горушки, все долушки, (2)
Выметывал наш Яикушка
Посередь себя часты островы. (2)
С вершин взялся наш Яикушка,
Бежишь же ты вплоть до устьица, (2)
До славного ты до моря,
До моря до Каспицкого, (2)
Как до славного до города,
До города до Гурьева. (2)
За Гурьевом выпадаил ты
Во батюшку-сине-море, (2)
Как до славного до острова,
До острова Камынина. (2)
На острове Камынине,
Братцы, старики живут *), 2)
Старики, братцы, старожилые
Они по девяносто лет. (2)
С покоренною золотой ордой
Старики, братцы, во ладу живут. (2)
Круты бережки, низки долушки
У нашего пресловутого Яикушки,
Костьми белыми, казачьими, усеяны,
Кровью алою, молодецкою, упитаны,
Горючьми слезми матерей и жен поливаны.
Где кость лежит —
Там шихан стоит;
Где кровь лилась —
Там везель сплелась;
Где слеза пала —
Там озерцо стало.

 

Вариант Яикушки.

Яик ты наш, Яикушка,
Яик, сын Горынович! (2)
Про тебя, Яик Горынович,
Идет слава добрая, (2)
Про тебя, Яик Горынович,
Идет речь хорошая. (2)
Золочено у Горыныча
Твое было донышко, (2)
Серебряны у Горыныча
Твои круты бережки. (2)
Изрыл же ты, выкопал
Все горушки-долушки, (2)
Среди себя повыметал
Часты, мелки островы. (2)
Со вершин ваялся Горынович.
Бежишь вплоть до устьица, (2)
До славного до моря,
До моря Каспицкого, (2)
До славного до города
Бежишь ты до Гурьева. (2)
Выпал ты за Гурьевым,
Батюшка, во сине-море (2)
До славного до острова,
До острова Камынина. (2)
На острове Камынине
Старцы живут старые, (2)
Живут старцы старые
Там по девяносто лет. (2)
В ладу старцы старые
С ордою покоренною,
Золотой ордой.

(Сообщил M.П. X-н).

___________
1) Все острова, лежащие в устьях Урала, весьма незначительны, необитаемы, и только некоторые ив них служат пристанищем для рыболовов.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

За Уралом, за рекой, казаки гуляют… (уральск.)

За Уралом, за рекой,
Казаки гуляют
И стрелою каленой
За реку пускают.
Гей, гей, гей-ей! не робей!
За реку пускают.
Казаки не простаки —
Вольные ребята,
И на шапках тумаки,
Все живут богато.
Гей, гей, гей-ей! не робей!
Все живут богато.
Темны ноченьки не спят,
В поле разъезжают:
Все добычу стерегут,
Свищут, не зевают.
Гей, гей, гей-ей! не робей!
Свищут, не зевают.
Наш товарищ — острый нож,
Шашка-лиходейка;
Пропадем мы не за грош,
Жизнь наша — копейка.
Гей, гей, гей-ей! не робей!
Жизнь наша — копейка.
Вот, сибирские купцы
Едут с соболями!
Ну-те, братцы, молодцы,
Пустимся стрелами…
Гей, гей, гей-ей! не робей!
Пустимся стрелами.
Мы добычу поделим,
Сладко попируем,
Славно выпьем, поедим —
Все горе забудем.
Гей, гей, гей-ей! не робей
Все горе забудем.
Наша шайка не мала,
Живем без пачпорта.
Кто к нам в руки попадет,
Всех отправим к черту!
Гей, гей, гей-ей! не робей!
Всех отправим к черту!
________

В настоящий отдел „Разбойничьих песен» вошли и те, кои относятся к песням Донского войска, что объясняется тем, что во всех этих песнях упоминаются Яицкие (ныне Уральские) казаки, а равно условиями, помещенными в примечании к отделу „Былин» (Н. Мякушин).

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Как по морю, морю синему, по тому морю, по Каспийскому…

Как по морю, морю синему,
По тому морю, по Каспийскому,
Завиднелась в море легка лодочка.
Не простая лодка, разъездна-косна;
Хорошохонько лодка изукрашена,
Бурсын, жемчугом лодка изунизана
Молодцами лодка изусажена.
На корме-то сидел Есаул с рулем,
А в носу сидел Атамань с ружьем.
Посреди лодки — золота казна,
На златой казне лежит цветно платьице,
На цветном платье сидит красна девица.
Есаулушке она — сестра родная,
Атаманушке — полюбовница.
Как сидит она, слезно плачет;
Атаманушка плакать уговаривал:
— „Ты не плачь, не плачь, красна девица,
Мы поедем с тобой в твою землюшку,
В твою землюшку, к отцу, к матери».

(Сообщил казак Иван Соболев).

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.


?php the_ID() ?