Помутился, возмутился наш славный, тихий Дон,
Помутился, возмутился с вершин вплоть до устьица,
До самого до славного города Черкасского.
Возмутил его, помутил его, братцы, донской казак,
Что Игнатьюшка, сын Иванович, Некрасов.
Игнатьюшка, сын Иванович, со реки ушел,
Он ушел, увел силы-рати сорок тысяч,
Опричь-де, опричь-де стариков старожилыих,
Опричь-де малолеточков малолетних,
От умов-де, от умов-де казачьих прироженыих!
Со вечера добры молодцы в поход собиралися,
Во глуху полночь перелазили славный, тихий Дон,
На белой заре перелазили славну Непречку,
На восходе солнца красного перелазили Дунай быструю.
Перелеземши Дунай быструю становилися,
Становились, добры молодцы, в зеленых лугах,
Расположились, добры молодцы, казачьим, теплым лагерем,
Распускали, добры молодцы, знамечку позлащенную.
Собирался к златой знамечке казачий круг,
Во кругу стоит хорошенький, раздвиженный стул,
На стулу сидит наш ласковый атаманушка,
Что Игнатьюшка, сын Иванович, Некрасов,
Перед ним стоять его сотнички, пятидесятнички,
Да любезные его стоять все хорунжие 1)..
Они пишут от Игнатьюшки скорый липорт,
И шлют его с скорым послом, с каленой стрелой,
К нашему ко батюшке, ко белому Царю,
Как в Петрушке, сыну Алексеевичу:
— „ Спасибо-те, батюшка, ты нас поил-кормил,
Ты поил-кормил нас, батюшка, берег, жаловал,
Ты в одном же на нас, батюшка, прогневался —
Ты прислал же к нам, на тихий Дон, розыщика,
Ты розыщика прислал к нам Долгорукова 2);
Без указа Государева он разорять нас стал,
Без московского курьера „командировать» нас стал.
Стариков наших старожилыих велит казнить-вешать,
Молодых казаков берет он во солдаты,
Молоденьких малолеточков берет он во некруты,
Молодых красных девушек берет он во постелю,
Он молоденьких младенцев кидает за заборы!
Оттого-то мы бросили житье-бытье свое, богачество,
Мы пошли-то к турецкому хану в подданьице».
Доведался о том батюшка, православный Царь,
Выходил батюшка на красен крылец,
Возговорил батюшка, православный царь, таковы слова:
— „Уж вы, гой еси, мои слуги верные!
Вы подайте мне коня резвого, сивогривого,
Оседлайте его вы седельцем черкасскиим.
Побегу я, православный Царь, ко Игнатьюшке,
Ворочу его я, Игнатьюшку, его со путинушки! »
Подбегал наш батюшка к Дунай-реченьке,
Он сымал, сымал с себя пухову шляпу,
Он махал, махал Игнатьюшке, назад домой!
Говорить речь Игнатьюшка Царю белому:
— „Прощай, прощай, наш батюшка, православный Царь,
Спасибо-те, батюшка: ты нас поил-кормил,
Поил-кормил ты нас, православный Царь, берег -
Пошел тут наш Игнатьюшка во путинушку,
Во путинушку пошел, в чужу-дальну землюшку 3).
(Русский Вестник, 1858 года, № 8, стр. 420 — 421).
_______________
1) От слова „хорунка» — знамя, знаменосец, — первый офицерский казачий чин.
2) Князь Юрий Владимирович Долгоруков был послан с отрядом на Дон „для сыску беглых», где и быль убит казаками Булавина.
3) Песня эта хотя и относится к Донцам, но Уральцы ее также любят и во всякой задушевной компании поют ее с чувством, с толком, с расстановкой, почему я ее и поместил в настоящий сборник. Некрасов был одним ив важнейших деятелей Булавинского бунта, но под Азовом он был разбит со своею шайкою, вследствие чего с Дона пробрался на Волгу, где овладел Саратовым, Царицыным и друг. приволжскими селениями. Видя для себя опасность от войск князя Василия Владимировича Долгорукова (родной брать убитого князя Юрия Долгорукова), он взял свою жену, детей и со своими единомышленниками, в числе 2,000 человек, ушел в 1696 году за Кубань, в подданство крымского хана, и поселился на житье близ Тамани, на берегу Черного моря; а потом, передавшись турецкому султану, Некрасовцы переселились на Дунай, где живут и по ныне близ города Тульчи. С 1879 года они находятся в подданстве Румынского Королевства и занимаются рыболовством в гирлах Дуная. Некрасовцы исповедуют православную веру и живут до сих пор весьма зажиточно. Дружественные чувства к Донскому казачеству сохранены Некрасовцами и до настоящего времени. Одному русскому путешественнику они говорили: „А мя с ними (с Донцами) и не бьемся: мы через них палим, а они через нас. Как можно биться? Мы свои!» (Русский вестник 1866 года, № 6). До войны 1877-1878 гг., Некрасовцы выставляли турецкому султану более 3,000 вооруженных всадников. Они, т.е. турки, зовут некрасовцев „Игнат-казак». Многие из наших казаков-уральцев, вначале сентября 1878 года, во время похода Уральского казачьего № 1-го полка из города Тульчи через Дубруджу на Шумлу, беседовали с Некрасовцами в их жилищах, причем последние принимали наших казаков весьма радушно и любезно расспрашивали их о житье-бытье на Урале.
© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.