Приуныли, приутихли на Дону донски казаки…

Приуныли, приутихли на Дону донски казаки,
A яицкие, донские, запорожские.
А и что казаки унылы?
Приуныли на Дону донски казаки,
Да что взял у них Государь-Царь город
Со тремя с теми со малыми с пригородками,
А и со славною со Кубаньей, с крепким Лютиком 1)
А во славном, да во Черкасском земляном городке,
А стоит у казаков золотой бунчук,
А на бунчуке стоит чуден золотой крест,
А перед крестом тут стоит войсковой их Атаман,
А по имени ли Флор, сын Минаевич 2).
Ко кресту тут собирались донски казаки,
А и донские, гребенские, запорожски-хохлачи,
Становились молодцы во единый войсковой круг;
Середи круга стоит войсковой атаман,
По имени ли Флор, сын Минаевич.
Атаман речи говорил, будто во трубу трубил:
— „А и вы, братцы-казаки, вы яицкие, донские, запорожские,
Пособите мне, атаману, вы думу думати:
Челобитну ли нам писати, Государю подавать?
Самому ли мне, атаману, в Москву ехати?
Перемирье бы взять перед самим Царем:
Залегли пути-дороги за сине-море гулять
Еще от вора, от Васьки с детьми.
Залегли пути-дороги за сине-море,
А и не стало нам добыта на синем море
И на тихом Дону, на Ивановиче!»
И поехал атаман в каменну Москву,
Еще будет атаман в каменной Москве,
Поклонился Государю о праву руку,
Сквозь слезы он словечко едва выговорил:
— „Ах, свет наш, надежда, благоверный Царь!
А и грозен Осударь, Петр Алексеевич!
Прикажи нам на Дону чем кормитися?
Залегли пути-дорожки на сине-море
От вора, от Васьки с детьми,
Еще те наши дороги увойные-ли!»
— „Ай, гой еси, атаман и с донскими казаками!
У тебя, у атамана, есть казачий суд:
Если не порядочно живет,
Суди правдой по тому суду,
По тому суду, да правому —
Живи с казаками на Дону во миру!»

(Донские казачьи песни Пивоварова, 1885 года, стр. 56-57).

_______________

1) Лютик был построен в 18 верстах от Азова и взять казаками 18 июня 1695 года. По взятий Азова, донским казакам было отдано приказание защищать Лютик всеми силами „в случае нападения неприятеля из за Кубани».
2) Фрол Минаевич Минаев был донским атаманом с 1680 по 1700 год.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Участие Яицких казаков в битве под Азовом

Уж как шли-прошли казаченьки с моря Черного,
С того-ли Черна моря, со турецкого.
Шли лугами, болотами, шли топилися,
Ко Азову ко городу торопилися,
Не дошедши до Азова, становилися.
Занимали полей под лагерь на 12 верст,
А под шанцы с батареей на 15 верст.
Становились они, братцы, коней расседлывали,
Не расставив караулы, коней кинули,
Пустив коней в поле, сами спать легли.
А один лишь казак-старый, был догадливый:
Не пустил он добра-коня в поле чистое,
Не покинул, казак-старый, на аркан сажал,
А и сам не спит, старик наш, больше так лежит.
Вдруг несчастье над казаками случилося:
Набежали неприятели, турки храбрые,
Отнимали у казаков добрых коней всех.
На ту пору казак-старый пробуждается,
Пробудившись, старый стал коня седлать,
А между тем в город Азов шлет посыльщика.
Уж как ждет ли казак-старый посла скорого,
Не дождавшись, казак-старый сам в Азов скакал.
А до тех пор город Азов нам растворен был,
А теперь город Азов крепко заперт нам.
Как садился казак-старый на добра-коня,
Догонял он басурмана, турка храброго,
Один отбил, казак-старый, всех коней назад! *)

(Отечественные записки, 1848. г., 8, стр. 140).

____________
*) Песня эта вызвана битвою 500 Яицких казаков с турками под Азовом, в войну 1695 — 1697 гг., под общим начальством походного атамана Андрея Головачева. В 1696 году, во время осады и взятия штурмом Азова, казаки участвовали тут под начальством боярина Алексея Семеновича Шеина. Когда на требование русских — сдать город, турки отвечали пушечными выстрелами, а затем, с значительною для себя потерею, сделали жестокое нападение на наш лагерь, Яицкий казак убил из пищали храбрейшего из турецких наездников, по имени Дулан-Мирзу, снял с него треузорчатый панцырь, отрубил голову и привез ее в стан. Татары сильно домогались выкупить эту голову, но тщетно.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Про Игнатушку Иваныча Некрасова

Помутился, возмутился наш славный, тихий Дон,
Помутился, возмутился с вершин вплоть до устьица,
До самого до славного города Черкасского.
Возмутил его, помутил его, братцы, донской казак,
Что Игнатьюшка, сын Иванович, Некрасов.
Игнатьюшка, сын Иванович, со реки ушел,
Он ушел, увел силы-рати сорок тысяч,
Опричь-де, опричь-де стариков старожилыих,
Опричь-де малолеточков малолетних,
От умов-де, от умов-де казачьих прироженыих!
Со вечера добры молодцы в поход собиралися,
Во глуху полночь перелазили славный, тихий Дон,
На белой заре перелазили славну Непречку,
На восходе солнца красного перелазили Дунай быструю.
Перелеземши Дунай быструю становилися,
Становились, добры молодцы, в зеленых лугах,
Расположились, добры молодцы, казачьим, теплым лагерем,
Распускали, добры молодцы, знамечку позлащенную.
Собирался к златой знамечке казачий круг,
Во кругу стоит хорошенький, раздвиженный стул,
На стулу сидит наш ласковый атаманушка,
Что Игнатьюшка, сын Иванович, Некрасов,
Перед ним стоять его сотнички, пятидесятнички,
Да любезные его стоять все хорунжие 1)..
Они пишут от Игнатьюшки скорый липорт,
И шлют его с скорым послом, с каленой стрелой,
К нашему ко батюшке, ко белому Царю,
Как в Петрушке, сыну Алексеевичу:
— „ Спасибо-те, батюшка, ты нас поил-кормил,
Ты поил-кормил нас, батюшка, берег, жаловал,
Ты в одном же на нас, батюшка, прогневался —
Ты прислал же к нам, на тихий Дон, розыщика,
Ты розыщика прислал к нам Долгорукова 2);
Без указа Государева он разорять нас стал,
Без московского курьера „командировать» нас стал.
Стариков наших старожилыих велит казнить-вешать,
Молодых казаков берет он во солдаты,
Молоденьких малолеточков берет он во некруты,
Молодых красных девушек берет он во постелю,
Он молоденьких младенцев кидает за заборы!
Оттого-то мы бросили житье-бытье свое, богачество,
Мы пошли-то к турецкому хану в подданьице».
Доведался о том батюшка, православный Царь,
Выходил батюшка на красен крылец,
Возговорил батюшка, православный царь, таковы слова:
— „Уж вы, гой еси, мои слуги верные!
Вы подайте мне коня резвого, сивогривого,
Оседлайте его вы седельцем черкасскиим.
Побегу я, православный Царь, ко Игнатьюшке,
Ворочу его я, Игнатьюшку, его со путинушки! »
Подбегал наш батюшка к Дунай-реченьке,
Он сымал, сымал с себя пухову шляпу,
Он махал, махал Игнатьюшке, назад домой!
Говорить речь Игнатьюшка Царю белому:
— „Прощай, прощай, наш батюшка, православный Царь,
Спасибо-те, батюшка: ты нас поил-кормил,
Поил-кормил ты нас, православный Царь, берег -
Пошел тут наш Игнатьюшка во путинушку,
Во путинушку пошел, в чужу-дальну землюшку 3).

(Русский Вестник, 1858 года, № 8, стр. 420 — 421).
_______________

1) От слова „хорунка» — знамя, знаменосец, — первый офицерский казачий чин.
2) Князь Юрий Владимирович Долгоруков был послан с отрядом на Дон „для сыску беглых», где и быль убит казаками Булавина.
3) Песня эта хотя и относится к Донцам, но Уральцы ее также любят и во всякой задушевной компании поют ее с чувством, с толком, с расстановкой, почему я ее и поместил в настоящий сборник. Некрасов был одним ив важнейших деятелей Булавинского бунта, но под Азовом он был разбит со своею шайкою, вследствие чего с Дона пробрался на Волгу, где овладел Саратовым, Царицыным и друг. приволжскими селениями. Видя для себя опасность от войск князя Василия Владимировича Долгорукова (родной брать убитого князя Юрия Долгорукова), он взял свою жену, детей и со своими единомышленниками, в числе 2,000 человек, ушел в 1696 году за Кубань, в подданство крымского хана, и поселился на житье близ Тамани, на берегу Черного моря; а потом, передавшись турецкому султану, Некрасовцы переселились на Дунай, где живут и по ныне близ города Тульчи. С 1879 года они находятся в подданстве Румынского Королевства и занимаются рыболовством в гирлах Дуная. Некрасовцы исповедуют православную веру и живут до сих пор весьма зажиточно. Дружественные чувства к Донскому казачеству сохранены Некрасовцами и до настоящего времени. Одному русскому путешественнику они говорили: „А мя с ними (с Донцами) и не бьемся: мы через них палим, а они через нас. Как можно биться? Мы свои!» (Русский вестник 1866 года, № 6). До войны 1877-1878 гг., Некрасовцы выставляли турецкому султану более 3,000 вооруженных всадников. Они, т.е. турки, зовут некрасовцев „Игнат-казак». Многие из наших казаков-уральцев, вначале сентября 1878 года, во время похода Уральского казачьего № 1-го полка из города Тульчи через Дубруджу на Шумлу, беседовали с Некрасовцами в их жилищах, причем последние принимали наших казаков весьма радушно и любезно расспрашивали их о житье-бытье на Урале.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

За славною было за речушкой за Дунаем…

За славною было за речушкой
За Дунаем,
Во неверной во земелюшке
Было во Турецкой:
Не сизые-то орлы к ясну-соколу
Солеталися,
Генералушки к фельдмаршалу в гости
Соезжалися.
Выпивали-то они зелена вина
По единой чаре,
Как россейскому Императору
Они поздравляли,
Поздравляли-то они его
С легкиим походом.
Еще как-то нам с неприятелем,
С турком быти:
Мы не можем его, басурманина,
Его победити,
Не удержать-то его крепкие
Караулы,
Не остановят-то его главные
Батареи.
Далекохонько-то наша батареюшка,
Она проходила,
Широкохонько-то она путь дороженьку
Проложила,
Как до славного до города
До Царь-града.

(Сообщил казак Потап Телятов).

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Подымалася погодушка полуденная…

Подымалася погодушка полуденная,
Заносила погодушка все пути,
Дороженьки,
Все пути широкие.
Только не занесло одну тут
Дороженьку,
Путь широкую, до самого
Царя-города.
Как но этой по дороженьке
Проходила, армеюшка Царя белого, —
Петра первого.
Наперед-то у ней шли
Яицкие казаченьки.
Дошли они до речушки,
До Дуная быстрого,
Они становилися.
Как через эту реченьку
Перевозу не было,
Никакого перелазу,
Ни легких лодочек.
Они Богу помолилися, —
На своих добрых конях
Через реку во поход пошли *)…

__________
*) Песня эта записана со слов 80-летнего казака Требушинского поселка А. Хохлачева, который не мог припомнить ее окончания.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Поход Бековича в Хиву (уральск.)

Как на устье-то было, братцы, Яикушки,
На краю моря было Каспицкого,
Что во славном городке было во Гурьеве:
Собирались тут войска царские,
Войска царские, ребята, все из-за моря,
А с войсками, братцы, казаки были
Гребенские, братцы, и прияицкие — старожилые.
Как посланником Царя был князь Бекович,
И сказал всем нам он словечушко:
— „Вот наш батюшка православный Царь,
Посылает нас на Аму-Дарью реку,
На Аму-реку, на Ургенч-город.
Завоюем мы ханство хивинское,
Покорим его, братцы, Царю Белому,
Царю белому, ребята, Петру первому,
И хивинцев всех расколотим там.
Самого хана мы в полон возьмем.
И за то, за все, наградит он вас,
Наградит он вас всех по царски.
А теперь, братцы, вы послушайте,
Вы послушайте, казаки-братцы,
Что поход будет нам труднехонек:
На пути своем не встретим речушек, —
Одна гола степь, без дороженек…
Ой вы, братцы мои, вы казаченьки,
Прияицкие-старожилые, постарайтеся,
Сослужите службу небывалую,
Помогите вы Царю-батюшке.
А возьмем Хиву, погостим мы там
И к холодной зиме мы домой придем»…*)

(Казачий Сборник, 1887 года, выпуск 1-ый, стр. 69 — 70).

__________
*) Песня эта, вероятно, была сложена казаками во время формирования в 1717 году, в Гурьеве, особого отряда, и напоминаете, собою Хивинскую экспедицию в том году, произведенную под главным начальством гвардии капитана, князя Бековича Черкаского. В отряде этом было 1500 яицких казаков с атаманом Никитой Трофимовичем Бородиным и 500 — гребенских. Слова, сказанные Бековичем Черкаским, к сожалению, не сбылись, так как весь его отряд, а в тон числе и Яицкие казаки, изменнически погиб в Хиве: некоторые умерли под ударами шашек, а другие окончили свое существование в тяжелом рабстве. Атаман Бородин впоследствии вернулся из плена на Яик и был войсковым атаманом яицких казаков.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Как за речкою-то было за Утвою (вариант 2)

Как за речкою-то было за Утвою,
За Утвинскими-то было за горами:
Распахана была одна пашенка,
Пашня была яровая!
Не плугом была пашня пахана,
Не плугом, да и не сохою:
Распахана была эта пашенка
Казачьими копиями.
Не ржою была пашня засеяна,
Не ржой она, не пшеницей:
Засеяна была эта пашенка
Казачьими головами,
Заборонена была эта пашенка
Коневьими копытами…
Засеял-то эту легку пашенку
Один млад полковничек.
Засеявши эту свою пашенку,
Сам он слезно тут заплакал:
— „Рости, рости, моя легка пашенка,
Рости в поле, зеленейся!
На поливочку, моя легка пашенка,
На поливу не надейся:
Что польет тебя, мою пашенку,
С небес частым дождичком! » *).

__________
*) Как этот вариант, так и предшествовавший, записаны со слов хорошего песенника, старожила-казака 1-ой Уральской станицы, Александра Филипповича Голохвостова и, затем, проверены со словами многих других любителей местных казачьих песен.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Как за реченькой было за быстрою, за Утвою (вариант)

Как за реченькой было за быстрою,
За Утвою,
За славными было за Утвинскими
За горами:
Распахана была там пашенка
Яровая;
Не плугом была пашня пахана,
Не сохою,
Взборонена была та пашенька
Не бороною,
Распахана эта пашенька не плугом
И не сохою:
Распахана была эта пашенка
Булатными копиями,
Взборонена она была коневьими
Копытами.
Не рожью она была, братцы, засеяна,
Не пшеницею:
Засеяна была, братцы, казачьими
Головами.
Засеял ее добрый молодец,
Сам уехал;
Засеявши ее, он, добрый молодец,
Сам поведал:
— „Ты рости, моя пашенка,
Зеленейся,
На поливочку ты, моя пашенка,
Не надейся!
Кто польет тебя? разве что
С неба дождичек!
Ты прости, моя пашенка,
На сей земле,
Оставайся ты, моя пашенка,
В этой земле.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Бой казаков на Утве

(Поется плавным, заунывным голосом).

Как за славною за речкой, за Утвою,
За Утвинскими-то было за горами:
Да распахана там пашня яровая.
Пашня пахана не плугом, не сохою,
А распахана та пашня яровая
Мурз киргизских, да хивинских копиями!
Взборонена та пашня яровая
Лишь копытами киргизских, диких коней,
И засеяна та пашня яровая
Удалых наших казаков головами.
Добрый молодец засеял — сам уехал:
Ты рости, моль, моя пашня, зеленейся,
На поливочку уж ты, мол, не надейся!
Кто польет тебя? Разве что с неба дождик,
Иль источит горьки слезы мать родная! 1)

(Отечественные Записки, 1848 г., № 8, стр. 142).

____________
*) Описываемое в этой песне событие относится ко времени жизни Яицких казаков на Голубом-городище, что на острове Каш-Яик (стан), близ реки Илека, около конца XVI и начала XVII столетий. Из некоторых бумаг времен Петра Великого и последующих времен видно, что у Яицких казаков, на реке Утве и за Утвою, побоища с кочевыми народами происходили не редко. Значение этой степной реки, впадающей в Урал с левой стороны его, близ Бородинского поселка, в этом отношении, надо полагать, было не маловажное, оно крепко засело в казачьих головах и выразилось в приведенной песне, дошедшей до нас.

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.

Не сизой орел летал по поднебесью — есаул гулял по лесику…

Не сизой орел летал по поднебесью -
Есаул гулял по лесику,
Он гулял, гулял, погуливал,
Добрых молодцев пробуживал:
— „Вы вставайте-ка, ребятушки,
Пробуждайтесь, добры, молодцы,
Добры молодцы-горынычи.
Не спокойно на Яике здесь:
Помутился наш Яикушка
От истоков до синя-моря,
До синего, до Каспицкого».
Взбунтовался наш казачий круг
Все, от стара и до малого
Нету у нас атаманушки,
Атаманушки, Нечаюшки:
Погубила добра молодца
Чужа, дальняя сторонушка,
Та сторонушка несчастная,
Не добра страна хивинская!

(Сообщил В. А. Чалусов).

© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.


?php the_ID() ?