Некоторые песни-былины совершенно не казачьего творчества, а древне-русского, народного, и самый смысл их ничего не имеет казачьего, но почему они сохранились и поются в современном казачьем кругу, нам в этом укажет сама история. Известно, что казачество произошло из разноплеменных народов, стекавшихся со всех концов земли на широкую и раздольную Волгу и образовывавших там разгульные разбойничьи шайки. В эти шайки вошли „беглецы с брегов воинственного Дона, и в черных локонах еврей, и дикие сыны степей: калмык, башкирец безобразный, и рыжий финн, и с ленью праздной, везде кочующий цыган» 1)… Управителями же этих воинственных и буйных шаек были в большинстве русские, москвичи, из-за Камы, из Нижнего Новгорода, и проч., где, между ними, мы видим знаменитого в истории Ермака, покорителя царства Кучума. Всякому понятно, что в этом сбродном, разбойничьем притоне, бушевавшем на Волге и на Каспийском море, несколько различных наречий, нравов, обычаев и у каждого была своеплеменная бытовая история. Калмык, у досуга, напевал и восхвалял свои раздольные степи к своих героев-батырей, в роде Чингисхана и Тамерлана, башкирец, на тростниковой дудке (чебызга) печально наигрывал „Разорение» 2), жид и цыганин напевали в песнях свое бесприютное положение и кругосветное рассеяние, а русский, под влиянием горелки, воспевал вынесенные им со своей родины былины. В них он восхвалял древних русских могучих богатырей: Владимира — Красно-солнышко, Добрыню Никитича и других…
Разнообразная народная толпа эта сформировалась на Волге в дружную массу и, назвавшись казаками, время от времени роднилась между собою узами военно-разбойничьей жизни; в ней появились знаменитые предводители-атаманы, которые, в некоторых случаях, вредили, а в большинстве помогали русскому государству. Однако, не добрые слухи носились в народе о Волжских казаках и их атаманах и, по повелению в то время Иоанна Грозного, были высланы на Волгу стрельцы для укрощения казачьих разбоев, „ловить и вешать без разбора всех тяглых, беглых мужиков и всех мятежных казаков» 3)
Этим была прервана удало-разбойничья казачья жизнь на Волге и казаки вынуждены были искать себе другого приюта для свободы и разгула.
Большая часть из них, приблизительно около 600 человек, под предводительством атамана Ермака, отправилась вверх по Волге, проникла на северо-восток до реки Тобола и, преодолев великие преграды, в конце- концов, вступила в Сибирь и завоевала русскому государству Сибирское царство. Другие же пошли на Каспий, остановились на устье реки Яика. Чтобы не оставаться при море и не быть пиратами, казаки пошли вверх по реке Яику и, перенеся различные препятствия со стороны нападавшей на них, господствовавшей в то время по Яику Золотой орды, проникли по нему вверх верст на шестьсот и остановились, устроили пикеты, посты и дружно отражали нападавших на них полудиких кочевых народов.
Укоренившись таким образом на новом поселении, они организовали из себя казачье войско. О таком лихом поступке казаков узнало русское государство, и казаки не замедлили придти с повинною в вечное его подданство служить и отражать врагов государства за веру и Царя:
И государь простер на казаков
Свое благословенье столь далеко.
Что казачества с них не снял
И весь Урал от устьев до истова
Им в вечное владенье даровал.
Тогда завоеватели Яика
Дрались против отечества врагов,
Работали винтовка их и пика
Противу турок, шведов, поляков.
Но более заслуга их велика
Была в защите гранных берегов
Сторожевого, быстрого Яика,
Чем ограждались от кайсаков
Все приволжские селенья» 4).
Вот кто наши деды и вот почему у нас, в современном казачьем кругу, не забыты древне-русские былины, вынесенные нашими дедами из домов, с Руси, сперва на Волгу, а потом и на Яик, в тот глухой угол юго-восточного края того времени.
___________
1) Выдержка из стихотворения Пушкина.
2) Заунывный мотив, выработанный башкирами, производящий на них особенное впечатление.
3) Указ царя Иоанна Грозного.
4) Выдержка из стихотворения H. Ф. Савичева.
© Н.Г. Мякушин. «Сборник Уральских казачьих песен» Спб., 1890 г.
------ЭКСПРЕСС-ОПРОС------ Http://www.newtell.ru http://www.newtell.ru печать фотофона. www.newtell.ru |
«Какой народ поет так много, как русский! Какой народ так легко, не учась этому, вторит! Больше того: второй голос в русском народном пении составляет самостоятельную мелодию.
А многоголосное пение! Ведь даже итальянский народ, прославленной музыкальности, поет в унисон!»
В. С. Серова (пианистка)
Похожее
Написать отзыв