Как со вечера, братцы, притуманилось,
Со полу-то ночи сильный дождь пошел,
Ко белой-то заре приморозило.
Мы пойдем-ка, братцы, проходимся,
Мы во славный Киев прогуляемся.
Мы взойдем-ка, братцы, на круту гору,
Уж мы встанем-ка посреди горы,
Уж мы глянем на все стороны.
Как с одной-то стороны два коня бегут,
Одношерстные, златогривые;
Навстречу-то им идет родная матушка.
Сошлись-то они в полугоре.
Как и мать-то детей стала спрашивать:
«Ой вы, дети мои, дети малые!
Вы где были и что видели?»
Уж мы русскую степь из конца в конец прошли,
А азиатскую—поперек ее.
Уж мы видели там и слышали,
Отчего у нас белый свет пошел:
Белый свет начался от сырой мати—земли,
от синего неба.
Записана подъесаулом М. Т. Лобановым.
Примечание составителя сборника сотника А.И. Мякутина.
Из этой былины усматривается, что мир, по понятию народа, получил начало от синего неба и от сырой земли. По этому поводу не мешает заметить, что зерно мифологии всех арийских народов составляет представление о божестве неба и о матушке кормилице-земле. Индусы чтили небо пол именем Варуны, греки в образе Урана, германцы поклонялись под именем Шу, славяне—Сварога. Земля олицетворялась греками в образе Деметры и Геры, италики называли ее Церерой и Юноной, германцы чтили ее под именем Нертус и Фреи, славяне—матери сырой земли.
«Какой народ поет так много, как русский! Какой народ так легко, не учась этому, вторит! Больше того: второй голос в русском народном пении составляет самостоятельную мелодию.
А многоголосное пение! Ведь даже итальянский народ, прославленной музыкальности, поет в унисон!»
В. С. Серова (пианистка)
Похожее
Написать отзыв